Триадные циклы и пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Носителей пассионарности Гумилев назвал пассионариями. Итак, вкратце – у теории Гумилева имеются несколько аспектов: пассионарность; понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность.

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса.

Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей. Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Надо добавить, что (по Гумилеву) имеются три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои таланты и в иных сферах.

Пассионарность, по мысли Гумилева, является источником мотивации, прямо противоположным по своему направлению инстинкту самосохранения, это своего рода «антиинстинкт».

Хотя предводительствуемые пассионариями армии и мятежные толпы часто состоят из субпассионариев, без своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или разбой». Гумилёв писал об «импульсах», Фрумкин – об инстинктах, но оба говорят только о двух силах, движущих людьми – о пассионарности и инстинкте самосохранения. Три инстинкта являются ортогональными векторами – значит, они существуют в человеке независимо, самостоятельно, и ни один из них не может быть сведён к комбинации двух других.

Из этой теории следует, что «вспышки» этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе». Эти два показателя довольно точно индицируют уровень пассионарности, и поэтому кривая этногенеза действительна одновременно для трех шкал на оси ординат.

Триадные циклы и пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Классическим примером «антисистем» по Гумилеву являлись древние гностики, а также связанные с гностицизмом средневековые секты катаров и богумилов. Хотя Гумилеву явно не хотелось повторять зады Тойнби , но видимо рост Пассионарности это просто Ответ на Вызов. Если Ответ оказался удачным имеем типичную кривую биологического роста и увядания.

СТЕПЕНИ ПАССИОНАРНОСТИ

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев).

Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»). Высокая пассионарность есть рецессивный признак. Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»).

При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Ислам. Расширение до Испании и Памира. На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун.

График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами.

По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, т.е. уничтожает, оба прежних.

ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПАССИОНАРНОСТИ

К критике концепции Л. Н. Гумилева: «В России критиков Л. Н. Гумилева гораздо меньше, чем его почитателей. Данилевский И. Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.

ИМПУЛЬС ОДИН — ЦЕЛИ РАЗНЫЕ

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы»- борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики). У пассионариев энергетика избыточна. Причемэто не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае, пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения.

СООТНОШЕНИЕ РАЗРЯДОВ ИМПУЛЬСОВ

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества, как в России, так и на Западе. В 9 веке нашей эры пассионарный толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»). После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов. Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Тут Гумилев оригинален. Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза)Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.