55-59 — Великие арабские завоевания VII-VIII веков

Пределы Византийской империи сократились не только в Азии, но и в Европе. Халиф в Арабском халифате обладал верховной властью. В большинстве своем в Арабском государстве суд был напрямую связан с духовенством и отделен от администрации. Он являлся религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха. Главная же задача халифа состоит в том, чтобы завоевать неверных и их территории путём «священной войны». Ара́бский халифа́т (араб.خلافة إسلامية‎ — Исламский халифат‎) — теократическоеисламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами.

В короткое время при первых двух халифах (вторым был Омар ) они завладели Сирией, Месопотамией, Персией и Египтом, что сильно сократило византийские владения вне Европы. В Азии они включили в состав своей монархии Армению и Туркестан, в Африке – провинцию Бизацену, составлявшую прежде Вандальское королевство, и Мавританию.

В 750 г. против Омейядов восстал правитель одной из провинции Персии, Абу ль‑Аббас. Им удалось овладеть на время некоторыми городами в Малой Азии и островами Архипелага, и они стали даже подступать к самому Константинополю. В этих пределах византийцам было уже не так трудно отстаивать существование империи в войне на два фронта – со славянами и с арабами. Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

55-59 — Великие арабские завоевания VII-VIII веков

Были в халифате и при дворе и другие важные чиновники: начальник телохранителей халифа, начальник полиции, особый чиновник для надзора за другими должностными лицами. В халифате высшими центральными органами управления были диваны (по персидской модели). Это было возможным в виду того, что под контролем этого ведомства находились все дороги, основные пункты на дорогах, перевозки грузов, переписки. Но постепенно (к истечению первой сотни лет) с доисламским управлением в завоеванных странах было покончено.

Все свободные мусульмане, достигшие совершеннолетия, обязаны принимать участие в этой «священной войне». Если посмотреть на Халифат Аббасидов VII — VIII вв., то там в состав армии входило не только постоянное войско, но еще и добровольцы, которыми командовали их полководцы. На службе в постоянном войске состояли привилегированные воины – мусульмане, а основой арабского войска была легкая конница.

Арабское господство в Испании

Сначала армия находилась в подчинении халифа, а потом главнокомандующим стал визирь. Профессиональная армия появилась позже. Также стало появляться наемничество, но не в больших размерах. Через 30 лет после него, хорасанские персы-шииты свергли династию Омейядов (остатки которой убежали в Испанию; см. соотв. статью). В их лице халиф из повелителя обширной империи превратился в князя небольшой багдадской области, враждующего и мирящегося со своими иногда более сильными, иногда более слабыми соседями.

Так как в Испании ОмейядАбд ар-Рахман III тоже успел принять титул халифа (929), то теперь сразу оказалось три X.: Фатимидский (Египетский), Кордовский и Багдадский. В культурном отношении походы Махмуда оказались для завоёванных им стран очень губительными.

Один из них бежал в Египет, и там мамлюкскийсултанБейбарс (1260—1277) с целью иметь для своего султаната духовную поддержку, возвёл его в ранг «халифа» под именем Мустансира (1261). Датировки пепла уран-свинцовым методом лежат в диапазоне 1,75-1,94 млн лет назад, что должно соответствовать и возрасту каменных изделий.

Стоянка Нор Гехи (325 тыс. л. н.) известна тем, что там в одном слое под вулканической лавой нашли образцы сразу двух техник — бифасиальной и более продвинутой леваллуазной. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии. По мнению специалистов, эта обувь практически не отличается от той, которую носили в армянских селениях.

По смерти второго халифа, павшего от руки убийцы, и третьего халифа, Османа, новое государство потрясли смуты, вызванные вопросом о том, кто должен сделаться «наместником пророка». Омейяды продолжали и расширять границы халифата. В 711 г. арабы перешли из Африки в Испанию через пролив, который по имени их вождя Тарика стал называться Гибралтаром (переход Тарика). В VII в. славяне начали постепенно утверждаться на севере Балканского полуострова.

В первоначальном мусульманском учении говорится о том, что весь мир разделен на две части: правоверных и неверных. Из Аравии со странами, завоеванными Абу Бекром и Омаром, образовалось могущественное государство, получившее в истории название халифата.